Loading...
Альва Прайвеси
Альва Прайвеси
Адвокатское объединение
Опыт, качество, конфиденциальность
Пн-Пт с 09:00 до 19:00
0-800-604-613  (звонки - бесплатные);
044-502-81-16; +38-067-777-89-01
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • адвокатское объединение ALVA PRIVACY

Защита от внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности

внеплановые проверки

Зачастую именно внеплановые проверки хозяйственной деятельности осуществляются без должных оснований и с нарушением установленного законом порядка.

Как отмечают адвокаты по хозяйственным делам Киева, в судебной практике становится все большее количество споров по вопросам обжалования решений, принятых контролирующими органами вследствие таких проверок.

Статистика по проверкам субъектов хозяйственной деятельности

Согласно статистическим данным пресс-службы Государственной регуляторной службы Украины за 2018 год было проведено более 18000 проверок субъектов хозяйственной деятельности, из которых 8600 составляют внеплановые проверки.

По их результатам, плательщиками налогов было подано 13968 жалоб на налоговые уведомления-решения, не учитывая обжалования актов других контролирующих органов (количество которых только согласно Постановлению Кабинета Министров №1104 на дату написания этой статьи составляет 24).

87,7% из таких жалоб было оставлено без удовлетворения, 8,3% жалоб – удовлетворено частично, и только 4% - удовлетворено полностью.

Защищаемся от незаконных проверок

Для того, чтобы обезопасить свой бизнес от несанкционированных визитов "проверяющих" в 2019 году необходимо знать, как минимум:

  1. нормативно предусмотренные основания назначения;
  2. порядок их проведения.

Одним из способов защитить свои права до начала проведения инспекции, является недопуск "проверяющих" на объект проверки. Если же допуск к проведению внеплановой проверки состоялся, то в дальнейшем предметом спора в суде может быть только сами нарушения, которые были в результате этого выявлены и зафиксированы в соответствующем акте проверки.

Судебная практика по внеплановым проверкам

В судебной практике сформировалась правовая позиция, что факт допуска к проверке нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, которые были допущены инспекторами. Например, показательным является постановление Кассационного административного суда в составе Верховного суда (далее – КАС ВС) от 13.02.2018 г. по делу №804/5402/14.

Аналогичный подход был сформулирован и в постановлении КАС ВС от 17.04.2018 г. по делу №826/12612/17 (скачать): именно на этапе допуска к проверке может быть поставлен вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, тем самым реализовано право на защиту от безосновательного осуществления инспекционных действий.

На что нужно обращать внимание при внеплановой проверке

В случае назначения проведения внеплановой проверки, предприниматель должен обратить внимание на следующее:

  1. Проверка, не предусмотренная в плане на текущий период, может быть проведена при условии направления субъекту хозяйственной деятельности письмом с уведомлением о вручении или личного вручения (под подпись) копии приказа о проведении, а также уведомления (направления) на осуществление внеочередной проверки.

    Ниже пример (форма, образец) одного из вариантов направления для проведения внеплановой проверки:

    направление на проверку

    Так, Высший административный суд Украины в своём решении от 23.05.2017 г. по делу №К/800/47161/15 (скачать) указал, что нарушение порядка осуществления контроля, а именно отсутствие оформленного надлежащим образом документа, который даёт право на такую проверку – направления, не позволяет инспекции приступать к проверке.

  2. В случае получения вышеупомянутых документов, необходимо обратить внимание на основания для принятия такого решения контролирующим органом.
  3. Если внеплановая инспекция проводится по причине поступления обращения физ. лица с уведомлением о нарушении каких-либо норм или правил, влекущее какой-либо ущерб правам, интересам и/или имуществу третьих лиц или организаций, то такая проверка должна быть согласована с центральным органом исполнительной власти, который формирует гос. политику в соответствующей сфере.

Документы и полномочия при проведении внеплановой проверки

служебное удостоверение

Самым важным является тот факт, что в процессе проведения внепланового мероприятия "проверяющими" выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в уведомлении (направлении).

Верховный суд определил, что само по себе "обращение" не может быть причиной (основанием) для назначения внепланового контроля, поскольку целью государственного контроля является опровержение именно мотивов, послуживших основанием для такой проверки.

Как уже упомянуто ранее, направление на проведение внеплановой проверки предъявляется руководителю или уполномоченному представителю субъекта хозяйствования (например, юрисконсульту предприятия или предоставляющему услуги адвокату) перед началом ее проведения.

В направлении проверяем обязательное указание наименования органа, осуществляющего проверку; наименования субъекта хоз. деятельности или ФИО физического лица - предпринимателя; места проведения; даты, номера приказа (решения); сроков (дат) и типа мероприятия; основания проверки, и, обязательно – предмета.

Помимо направления, до начала проверки должностное лицо обязано предоставить служебное удостоверение.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, субъект хозяйственной деятельности вправе не допускать должностных лиц контролирующего гос. органа к осуществлению внеплановой проверки в случае отсутствия направления на осуществление таковой со всеми предусмотренными данными и реквизитами, а также, служебного удостоверения, поскольку невыполнение данных предписаний со стороны "проверяющего" исключает возможность и законность внеплановой проверки.

 

С уважением, Адвокатское объединение "АЛЬВА ПРАЙВЕСИ" (г. Киев)

logo
Альва Прайвеси
Адвокатское объединение
Опыт, качество, конфиденциальность