Loading...
Альва Прайвеси
Альва Прайвеси
Адвокатское объединение
Опыт, качество, конфиденциальность
Пн-Пт с 09:00 до 19:00
0-800-604-613  (звонки - бесплатные);
044-502-81-16; +38-067-777-89-01
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • адвокатское объединение ALVA PRIVACY

Как открыть свой бизнес в Украине: основные правовые аспекты

открыть бизнес в Украине

От выбора организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности зависит не только начальный этап регистрации, а также закладываются - структура бизнеса, вид налогообложения, регулирование конфликтных финансовых ситуаций с партнерами, объем ответственности руководителей, процедура ликвидации и т.д.

Если вы задумались как начать свой бизнес в Украине с нуля и правильно, независимо от того будет ли это единоличный или семейный малый бизнес, средняя фирма или крупная компания, то эта статья для Вас.

Как выбрать организационно-правовую форму бизнеса?

Первым имеет значение количество людей, которые собираются вести предпринимательскую деятельность. Если это один человек с целью мелкого бизнеса - скорее всего, выбирать надо организационно-правовую форму - физическое лицо-предприниматель (ФЛП или ФОП).

Эта форма хозяйствования, как правило, подходит тем, кто занимается розничной торговлей или оказывает услуги. Например, количество ФЛП в IT-сфере выросло на 45% за последние 3 года.

Предприниматель как форма ведения бизнеса одним физическим лицом

открытие физического лица-предпринимателя - ФЛП (ФОП)

ФЛП (ФОП) отвечает по своим предпринимательским обязательствам всем своим имуществом. Это по сути - главный риск ФЛП. При этом не имеет значения, использовалось это имущество для осуществления предпринимательской деятельности или предназначено для удовлетворения личных или бытовых нужд этого лица.

Если же ФЛП не может переоформить свое ценное имущество, но просчитывает финансовую рискованность будущего бизнеса, то существует возможность даже одному человеку создать общество с ограниченной ответственностью (ООО). Но в целом преимущество, что ООО можно признать банкротом через хозяйственный суд, Кодекс Украины по процедурам банкротства, вступивший в силу с апреля 2019 года, нивелировал.

ФЛП при наличии сопутствующих условий неплатежеспособности и долга свыше 30 минимальных заработных плат тоже может инициировать процедуру банкротства, получив в результате списание долгов при положительном решении суда. Так, если ФОП не оплатил по договорам поставки поставленный товар, то после хозяйственных судебных процессов исполнительная служба в принудительном порядке может продать, например, его авто в счет погашения долгов.

ООО - наиболее оптимальная форма для среднего бизнеса

создание общества с ограниченной ответственностью - ООО

Регистрация, отчетность, налогообложение ООО сложнее и имеет смысл открытия в следующих случаях: если ожидается годовой доход выше 5000000 грн.; партнеры хотят работать по корпоративному договору; потенциальные контрагенты не работают с ФОПами, предусматривается расширение штата (хотя ФОП 3 группы налогообложения не имеют лимита набора нанятых работников); в случаях деятельности, которая запрещена ФЛП, в т.ч. на едином налоге.

ООО следует выбирать тому бизнесу, который желает выйти за рамки своей мастерской или торговой точки, хочет его увеличивать, а возможно, и продавать продукцию и оказывать услуги за рубежом.

Ответственность в рамках ООО ограничена - каждый участник отвечает по обязательствам только в рамках своей доли, которую он вложил. Это основной и самый важный правовой аспект!

В этой форме хозяйствования возможен выход участника, владеющего долей в размере менее 50%, когда угодно по его желанию. Согласие на это других участников в таком случае не требуется. Необходимо лишь нотариальное заявление такого участника и регистрация такого изменения в едином госреестре - ЕГР. При выходе участник имеет право на выплату, в соответствии с рыночной стоимостью всех долей участников, пропорциональную размеру его доли.

Как зарегистрировать бизнес? Можно ли все сделать онлайн?

Регистрация ФЛП сравнительно несложная, возможна как при посещении органов административных услуг или же онлайн.

Регистрация физического лица-предпринимателя (ФЛП)

государственная регистрация бизнеса онлайн

Для личной или по поручению подачи документов будущего ФЛП необходимо определиться с КВЭД (убедиться, что нет запрета на осуществление деятельности ФОП, а именно: деятельность в сфере азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), обмен иностранной валюты, управление предприятиями, финансового посредничества, организации и проведения гастрольных мероприятий и т.п., исключения, предусмотренные пп. 291.5.1. Налогового кодекса Украины).

Отметим, что КВЭД должен отражать характер бизнеса. К примеру, будет нарушением, если КВЭД - розничная торговля косметическими средствами, а предприниматель осуществляет предоставление рекламных услуг.

В центре предоставления админуслуг нужно предъявить и подать копии документов, удостоверяющих личность, заполнить заявление о регистрации ФОП по форме 10, заполнить и подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения. Иначе такое заявление (последнее) уже надо будет подавать в сжатые сроки в налоговые органы или будет считаться, что ФЛП избрал общую систему налогообложения.

Для регистрации онлайн необходимо с электронной цифровой подписью (ЭЦП) войти в «личный кабинет» сайта Минюста, создать и подписать ЭЦП заявление о регистрации ФЛП и применения упрощенной системы налогообложения, проверить состояние рассмотрения заявления.

Минюст регистрация онлайн

Кстати, чтобы получить ЭЦП теперь не нужно долго ждать его «на флешке» от налогового органа. ЭЦП можно получить за считанные минуты на свой ПК, в том числе и с помощью онлайн-кабинетов многих банков, услугами которых вы пользуетесь.

получения электронной цифровой подписи ЭЦП

Открытие общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Полная регистрация предприятия онлайн пока разработана только для ООО, которое осуществляет деятельность на основании модельного устава. В иных случаях - необходимо подавать лично (или по почте) пакет документов, качественная подготовка которого занимает время.

Государственному регистратору учредитель или уполномоченное лицо должно предоставить следующий перечень документов:

  • заполненная регистрационная карточка по форме 1;
  • протокол учредителей о решении учредить ООО в оригинале или нотариально удостоверенной копии;
  • устав в оригинале в 2 экземплярах (если не указано в карточке, что ООО будет осуществлять деятельность на основании модельного устава) в соответствии с предписаниями закона;
  • документы, удостоверяющие личность лица, которое подает эти документы.

Все документы должны быть в надлежащем виде, текст и распечатка четкими, без подчисток, помарок и зачеркиваний, разборчивыми, ведь это может быть законной причиной отказа в регистрации.

Учредителям надо знать, что с июня 2018 отменен минимальный размер уставного капитала, он может составлять хоть 1 гривну. Но для деятельности торговли ценными бумагами, фондовых бирж, туроператоров, информагентств, компаний по управлению активами, туроператоров, операторов государственных лотерей остались установленные законом специальные требования к минимальному размеру уставного капитала.

Государственный регистратор в таких случаях рассматривает документы в течение 24 часов с момента подачи (кроме выходных и праздников) и выдает выписку из Единого реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Способ получения этой выписки можно выбрать "почтой". То есть, не выходя из дома, зарегистрировать ФЛП реально, а юридическое лицо (ЮЛ) - только если предприятие будет работать по модельному уставу.

единый государственный реестр ЕГР

Бывают случаи, когда процедура регистрации может занять больше декларируемых 24 часов. Интернет-сервис Минюста (онлайн) только получает заявки, которые перенаправляет в территориальные областные центры. Далее регистрацию осуществляет уполномоченный управления соответствующего местного органа Минюста, а, следовательно, имеется человеческий фактор.

Причинами отказа в регистрации могут быть: неверная информация, ошибки в документах, название компании дублирует названия других ООО в этой же сфере деятельности, а также неверно составленный устав. При этом именно устав, как правило, является поводом для придирок со стороны государственного регистратора. А поэтому, если есть возможность и вид деятельности позволяет, лучше использовать в своей деятельности модельный устав, сняв с себя ответственность за легитимность его положений.

Регистрация субъектов предпринимательской деятельности - бесплатное действие государства, оплата производится только за материальные затраты выдачи извлечений. Нотариусы имеют функцию государственных регистраторов ЮЛ и ФЛП, но за их услуги придется платить.

Ошибка некоторых начинающих предпринимателей - регистрация бизнеса самостоятельно. Квалифицированное юридическое сопровождение регистрации бизнеса, которое осуществляет Адвокатское объединение "АЛЬВА ПРАЙВЕСИ", является необходимым. Юристы учитывают все нюансы и актуальные изменения законодательства, осуществляют оперативную подготовку необходимого пакета документов и регистрируют субъект предпринимательской деятельности у нотариуса без очередей.

Как получить юридический адрес и может ли он отличаться от фактического?

По общему правилу все субъекты предпринимательской деятельности обязаны указывать в регистрационных документах свое местоположение - адрес, по которому реально осуществляется эта деятельность, ФЛП может указать свое место регистрации.

Местоположение: юридический и фактический адрес

В соответствии с хозяйственным законодательством Украины местонахождением ЮЛ является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса. Из него проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица и осуществление управления и учета. Таким образом, сведения в ЕГР о местонахождении предприятия должны корреспондировать фактическому месту хозяйствования или управления.

ООО можно зарегистрировать по месту регистрации учредителя, а офис расположить в другом месте. Таким образом компания будет иметь два адреса:

  1. юридический, который внесен в уставные документы и используется для официальной связи;
  2. фактический, по которому осуществляется хозяйственная деятельность.

Но это в дальнейшем может оказаться проблемой с контролирующими органами.

Поэтому лучше в таком случае встать на учет по месту нахождения главного офиса - основное место учета, а также и по месту нахождения недвижимости предприятия, объектов налогообложения или посредством которых проводится деятельность - неосновное место учета. Это позволяет осуществить ст. 63.3 НК Украины. Более того, фискальные органы в своих разъяснениях и индивидуальных налоговых консультациях рекомендуют поступать именно так при наличии множественности офисов и производств предприятия.

Как быть с налоговым адресом?

налоговый адрес компании

Согласно НК Украины это местонахождение ЮЛ, сведения о чем содержатся в ЕГР. Поскольку налоговый адрес соответствует местонахождению ЮЛ, то при регистрации изменения местонахождения в ЕГР автоматически меняется и налоговый адрес.

Затягивать с внесением новых сведений в ЕГР не стоит: как только эти сведения меняются, такие изменения необходимо зарегистрировать в ЕГР. Внести же изменения об адресе, как о ЮЛ, так и ФЛП, по установленной форме можно через электронный кабинет государственных административных услуг с помощью ЭЦП.

При переписке государственные органы ориентируются именно на официально зарегистрированное местонахождение предприятия. Контрагенты и партнеры в деловом документообороте тоже будут опираться на данные из ЕГР, особенно, если дойдет до спора или суда. Расхождения в фактическом и юридическом адресе при налоговых проверках вызовут, как минимум, вопросы со стороны фискальных органов.

Так, если проверка Гоструда приходит в компанию, а попадает в чью-то квартиру, у проверяющих также возникают вопросы к собственникам предприятия. Из опыта отметим, что кроме указанных проблем, когда юридический адрес не совпадает с фактическим, могут возникнуть сложности при аккредитации компании на таможне.

В современных реалиях ООО, которое не желает арендовать (если собственного нет) помещение для предпринимательской деятельности, арендует юридический адрес. Это предполагает подтверждение арендодателя присутствия арендатора по месту получения корреспонденции, уведомление предприятия о визитах государственных органов и тому подобное. Такой арендодатель юридического адреса также может предоставлять помещение на период прохождения проверки при необходимости.

Важно, чтобы это не был адрес массовой регистрации, на котором уже висят десятки юрлиц - возникает риск зачисления налоговиками такого предприятия к фиктивным и тогда вам проверки гарантированы.

Вы знаете как открыть собственное дело, но что после этого?

начать свое дело с нуля

Итак, теперь вы знаете как открыть собственное дело юридически правильно: как зарегистрировать фирму или как открыть ФЛП. Однако, после осуществления первичных указанных действий для открытия бизнеса будущему предпринимателю следует заранее быть готовым к дальнейшим многим неисчерпаемым вопросам: начало налогообложения и отчетности предприятия, оформление трудовых отношений и готовности к проверке Гоструда, если будет использоваться наемный труд, оформление договоров с контрагентами, соблюдение противопожарных, санитарно-гигиенических норм, прав интеллектуальной собственности, получение лицензий и сертификации на продукты и т.д..

Таким образом, на практике открытие бизнеса в Украине, несмотря на улучшенные государственные услуги онлайн, содержит на каждом микроэтапе важные юридические аспекты. Игнорирование мельчайшей детали в дальнейшем, как минимум, может привести к наложению штрафов. Каждый вопрос требует четкой и детальной проработки со стороны юридического сопровождения. Это, как показывает практика ведения бизнеса в Украине, минимизирует или исключает риски наложения штрафов фискальными или другими контролирующими органами.

logo
Альва Прайвеси
Адвокатское объединение
Опыт, качество, конфиденциальность