В соответствии с Законом Украины "О национальной полиции" (далее - "Закон") представители национальной полиции могут принимать в отношении соответствующих лиц меры влияния, предусмотренные статьей 42 Закона. Следует обратить внимание на то, что этой нормой также предусмотрена возможность применения огнестрельного оружия, однако в таком случае важным есть соблюдение определенного порядка и наличие четко определенных обстоятельств, при которых полицейский может обратиться к крайнему средству.
Законодательством определено, что перед применением огнестрельного оружия правоохранитель должен сообщить / предупредить гражданина (голосом, громкоговорителем или усилителем звука), что может быть применено оружие в случае невыполнения его законных требований. Также полицейский должен предоставить лицу время для прекращения незаконных действий и, в случае игнорирования представителя правоохранительного органа, он может применить оружие.
Случаи, когда полиция может применить оружие
Обращаем ваше внимание, что законодательство содержит исчерпывающий перечень исключительных случаев, когда представитель национальной полиции может применить оружие как строжайшую меру принуждения. В части 4 статьи 46 Закона отмечается, что полицейский уполномочен в исключительных случаях применять огнестрельное оружие, а именно:
- для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;
- для защиты лиц от нападения, что угрожает их жизни или здоровью;
- для освобождения заложников или лиц, незаконно лишенных свободы;
- для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;
- для задержания лица, которое застали во время совершения тяжёлого или особо тяжёлого преступления и пытающегося сбежать;
- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося скрыться из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и / или полицейского;
- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и полицейского;
- для принудительного прекращения полета беспилотного воздушного судна, если есть основания полагать, что такое судно используется для совершения правонарушения или представляет угрозу жизни или здоровью людей и / или полицейского путем повреждения или уничтожения беспилотного воздушного судна и / или составных частей беспилотной авиационной системы.
К тому же, если представитель правоохранительного органа сочтёт, что в сложившейся ситуации будут иметь место основания для применения оружия, то он может привести его в готовность. В случае, когда полицейский уже держит огнестрельное оружие в руках, а задерживаемый пытается сократить дистанцию с ним, приблизиться, коснуться оружия, правоохранитель будет иметь право его применить.
Когда полицейский может применить огнестрельное оружие без предупреждения?
Важно отметить, что часть 6 статьи 46 Закона содержит исчерпывающий перечень случаев применения полицейским огнестрельного оружия без предупреждения, а именно:
- при попытке лица, задерживаемого полицейским с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенное им расстояние, или прикоснуться к оружию;
- в случае вооруженного нападения, а также в случае внезапного нападения с применением боевой техники, транспортных средств или других средств, угрожающих жизни или здоровью людей;
- если лицо, задержанное или арестованное за совершение особо тяжёлого или тяжёлого преступления, убегает с применением транспортного средства;
- если лицо оказывает вооруженное сопротивление;
- для пресечения попытки завладеть огнестрельным оружием.
Инструкция по обращению с оружием
В заключение хотим упомянуть Инструкцию по мерам безопасности при обращении с оружием, которой определена система мер, направленных на обеспечение личной безопасности полицейских, предотвращение гибели, ранения и травмирования их и других лиц при обращении с огнестрельным оружием
и которую должны соблюдаться все субъекты, на которые распространяется действие этого нормативно-правового акта.
Таким образом, как рядовые лица, так и представители органов государственной власти должны следовать законам Украины, действовать только на их основании и в их пределах.