Со вступлением в силу 14.09.2023 г. Постановления Кабмина №961 от 08.09.2023 г. были внесены изменения в Порядок ведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан.
С внесением соответствующих изменений в порядок появится новый сервис на веб-портале и в приложении "Дія", а именно формирование электронного отображения актовой записи с уникальным электронным идентификатором. При этом услуга будет полностью бесплатной.
Минцифры и Минюст должны в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу Постановления Кабмина №961 обеспечить систему, механизм и техническую возможность формирования электронных отображений актовых записей гражданского состояния через веб-портал или приложение "Дія".
Относительно каких актовых записей можно сформировать электронный документ?
Однако следует отметить, что этот сервис предоставляет возможность формирования электронного документа только той актовой записи, которая содержится в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан (далее - "Реестр") и идентификация которого проведена с использованием РНУКПН.
В настоящее время можно выделить следующие категории актовых записей, из которых в будущем можно будет сформировать электронное отображение:
- о рождении;
- о браке;
- о расторжении брака;
- о смене имени.
Кто может сформировать электронное отображение актовой записи?
Как указывалось выше, формирование электронного документа будет происходить с помощью веб-портала или приложения "Дія". Воспользоваться этим сервисом и сформировать электронный вариант документа актовой записи сможет любое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста и которого касается соответствующая актовая запись.
Отдельного внимания заслуживает возможность формирования электронного варианта документа по актовой записи о рождении и происхождении лица с инициативы его родителей.
Каков способ применения электронного отображения актовой записи?
Важным условием отображения электронного документа есть наличие уникального электронного идентификатора к нему. Идентификатор в свою очередь будет действителен в течение 3-х минут после его создания. Таким образом, без специального идентификатора вы не будете иметь доступ к электронному варианту документа.
Важно, что электронный вариант актовой записи имеет такую же юридическую силу, как и соответствующее свидетельство о регистрации того или иного акта гражданского состояния или выписка о нем из Реестра. Таким образом, дополнительное предъявление упомянутого выше свидетельства или выписки к электронному варианту документа не требуется.
Какие возможности предоставляет введение нового сервиса?
Уже можно увидеть ряд преимуществ, которые предоставляет появление электронного варианта документа актовой записи гражданского состояния. Одно из них - появление возможности подачи электронной копии документа с помощью веб-портала или приложения "Дія", где на копию будет накладываться КЭП (квалифицированная электронная подпись) и квалифицированная электронная печать технического администратора Дії.
К тому же сформированную и надлежаще оформленную через веб-портал или приложение "Дія" электронную копию документа можно будет при необходимости отправлять средствами электронной почты соответствующим учреждениям. В таком случае важным условием является наличие заключенного договора присоединения между органами государственной власти / органами местного самоуправления / юридическими лицами / физическими лицами-предпринимателями и техническим администратором Портала Дія.
Детальнее по ссылке: https://www.hsa.org.ua/blog/cifrova-ukrayina-formuvannia-elektronnogo-vidobrazennia-aktovogo-zapisu-bude-dostupno-v-diyi