Одним из путей получения иностранцем вида на жительство в нашей стране является его официальное трудоустройство, а для этого необходимо разрешение на работу в Украине. Конституция Украины устанавливает равные трудовые права, обязанности и гарантии как для граждан Украины, так и для иностранцев, лиц без гражданства, которые пребывают в стране на законных основаниях.
Основным законом, регулирующим порядок трудоустройства иностранных граждан является Закон Украины «О занятости населения». Им определяются процесс найма, оформления правоотношений между работодателем и иностранцем, порядок получения разрешения на работу.
Юридическая компания «Альва Прайвеси» имеет успешный опыт сопровождения иностранных лиц при подаче, получении и продлении разрешения на работу. Основываясь на таком опыте, юристы компании подробно рассказали обо всех основных этапах этого процесса.
Порядок получения разрешения на работу
С 2019 года функции по приему заявлений о выдаче разрешений на работу и их продлении переданы так называемым «ЦНАП», что значительно упростило процесс получения такой услуги. После приема заявления оно с прилагаемым пакетом соответствующих документов передается на рассмотрение в соответствующий центр занятости.
Общий порядок предполагает подготовку такого пакета документов:
- заполнение заявления о получении разрешения на работу. Форма такого заявления утверждена КМУ и подлежит использованию в обязательном порядке;
- копия согласованного и заверенного сторонами проекта трудового договора, оформленного с учетом действующего трудового законодательства;
- нотариально заверенный перевод на украинский язык загран. паспорта иностранца. Личность и квалификация переводчика подлежит нотариальной проверке;
- фотокарточка установленного размера, а именно 3,5 x 4,5 в цветном виде.
Если же иностранец, например, является работником творческой сферы, то для получения разрешения на работу стоит приложить соответствующие доказательства. Это могут быть документы, подтверждающие авторство и принадлежность к созданным объектам интеллектуальной собственности.
Получение разрешения для учредителя предприятия
При обращении в центр занятости за выдачей разрешения на работу для обычных категорий работников можно рассчитывать, что такое разрешение будет выдано на срок до 1 (одного) года.
Но, например, если иностранный гражданин является учредителем (участником, собственником) юридического лица, то тогда возникает ряд таких преимуществ:
- срок действия разрешения на работу - до 3 лет.
- отсутствие необходимости соблюдения гарантии об оплате иностранному, наемному гражданину заработной платы в размере не менее 10 минимальных зар. плат (по состоянию на 01.01.2021 р. это сумма – 60000,00 грн.).
Оформляя разрешение на работу для учредителя / участника, стоит приложить извлечение из реестра юридических лиц и справку о том, что уставной капитал предприятия внесен в полном объеме.
Обязанности работодателя
Независимо от того, какой пакет документов вы подаете на рассмотрение, после получения желаемого документа у работодателя возникает ряд обязанностей. Во-первых – оплатить государственную пошлину, а во-вторых – подать в течение 90 дней с даты выдачи разрешения копию подписанного сторонами трудового договора. Нарушение этих обязанностей приводит к аннулированию разрешения на работу.
Стоит отметить, что процедура получения разрешения на работу, требования к заполнению заявления на получение разрешения находятся в состоянии постоянных изменений, что требует ежедневной работы в этой сфере.
Ненадлежащее оформление документов для разрешения на работу, наличие ошибок приводит к получению отказа, а это в свою очередь приводит к невозможности получения временного вида на жительство для иностранца по этому основанию.
Во избежание таких ситуаций стоит обращаться за юридической помощью к специалистам своего дела, которые знают практическую сторону процесса получения разрешения на работу и помогут в кротчайшие сроки получить желаемый документ.